Дизель или бензин? Этот вопрос задает себе большая часть покупателей автомобилей. Дать определенный ответ на поставленный вопрос – не так просто. В первую очередь нужно рассмотреть ключевые факторы обоих типов двигателей, которые дадут возможность принять нужное решение в выборе машины. Дизельный мотор Несомненным плюсом дизельного мотора, применяемого на мощной машине типа КРАЗа, считается его экономичность, связанная с меньшим потреблением топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет увеличения степени сжатия до 20-22 единиц по сравнению с 9-10 у бензинового двигателя. Во-вторых, большому уменьшению расхода топлива способствует качественное регулирование рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, направляемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество всегда постоянно. А вот количество подаваемого топлива напрямую зависит от нагрузки: с ростом нагрузки растет также и расход топлива. Однако в любом случае, даже при полной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1,5-1,7 раза меньше, нежели у бензинового мотора с аналогичным рабочим объемом. Эти два фактора обеспечивают высокую эффективность сгорания топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – это постоянная степень сжатия, когда в конце такта сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым мотором. Хорошо известно, что мощность и потребление топлива в первую очередь зависят от сопротивления воздухоочистителя, который влияет на количество воздуха в цилиндрах, угла впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера его подачи насосом и начальным давлением впрыска. И здесь вырисовывается еще один отличный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных параметров системы подачи топлива в сравнении с бензиновым двигателем. Из вышесказанного становится понятно, почему требуется регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за отсутствием перегрева мотора, что тотчас же скажется на работе форсунок и поршневой системы. Дополнительным положительным моментом дизельного отора является его большая долговечность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то мере смазочным материалом, а также жестко отлитым коленвалом, поршневой группой, головкой блока цилиндров, блоком цилиндров. Присутствуют у дизельного мотора и специфические недостатки, к которым можно отнести: большая масса, меньшая литровая мощность, повышенный шум, высоким давлением сгорания и трудность пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает особенно трудным. Дополнительно к этому, износ плунжерной пары топливного насоса высокого давления вызывает нарушение герметичности установки иглы форсунки. Это приводит к некачественному распылению топлива при запуске, когда обороты еще небольшие. После износа цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер, что не позволяет достичь необходимого давления и температуры для зажигания рабочей смеси. Однако есть несложные устройства, помогающие быстро пускать двигатель даже при низких минусовых температурах воздуха. Например, одно из таких приспособлений – это теплообменное устройство, которое на холодную пору года устанавливают во впускной коллектор. Опыт эксплуатации показывает, что происходящие изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе практически не увеличивают расход топлива и не снижают мощности двигателя. Главной причиной капремонта является повышенный расход масла. Определяется такой расход по образованию сизого дыма от сжигания масла и необходимости более часто его доливать. Бензиновый двигатель У бензиновых двигателей, используемых в основном на легковых машинах вроде ИЖа, более высока частота вращения коленчатого вала, больший рабочий объем, а вибрация и шум более низкие. Горючая смесь регулируется количеством. Это дает невысокую степень сжатия на умеренной мощности – основном режиме работы легковых автомобилей. Это приводит к невысокой эффективности сгорания, а, значит, неэффективному расширению, что в итоге ведет к повышенному расходу топлива. Моторы в сравнении Проведенные испытания автомобилей с бензиновым и дизельным мотором эквивалентной мощности показали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового мотора на 20% меньше дизельного, то на отдельных режимах эта разница достигает 40% и более. То есть, расход горючего на 100 км снижается от 25% в условиях городского движения до 50% – на трассе. В настоящее время для понижения токсичности проведено большое количество доработок бензиновых двигателей. Значительно снизился уровень токсичности из-за введения управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Тем не менее, ведущие эксперты отмечают, что в предъявляемых сегодня повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу топлива дизельные моторы по-прежнему являются наиболее эффективными.
|